Здоровье – это драгоценность, и притом единственная, ради которой стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяких благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной.
Мишель де Монтень
В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Именно поэтому в нашем учреждении обеспечение здоровья и здорового образа жизни ребенка стоит на одном из первых мест. Мы считаем, что проблема оздоровления не компания одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный период. Деятельность нашего учреждения по сохранению и укреплению здоровья детей содержит 6 основных направлений:
- организация санитарно-эпидемиологического режима и создание педагогического охранительного режима жизнедеятельности детейрегламентируется известными нормативными документами (СанПиН, письмо Минобразования "О гигиенических требованиях и максимальной нагрузке на детей дошкольного и младшего школьного возраста в организованных формах обучения") и реализуется в нескольких аспектах. Прежде всего - это организация режима пребывания ребенка в учреждении с обязательным учетом особенностей биоритма, физической и умственной работоспособности ребенка в течении недели и дня, эмоциональной реактивности в первой и второй половине дня, необходимости удовлетворения потребности ребенка в двигательной активности, отдыхе. В соответствии с этими критериями составляется сетка видов деятельности. При составлении сетки учитываются требования к общей длительности организованных видов деятельности, к распределению нагрузки в течение дня, к смене видов деятельности в течение дня.
- организация рационального питания детей в нашем учреждении рассматривается в нескольких аспектах: санитарно-гигиенический компонент связан с правилами хранения продуктов питания, технологией приготовления пищи, выдачей готовых блюд, соблюдением требований по обработке посуды;нормативный компонент подразумевает выполнение ежемесячных номинальных норм питания в пределах финансирования в соответствии с нормами выхода готовой продукции при приготовлении блюд, нормирование порций и доведение норм питания до детей и родителей; оздоровительный компонент в условиях нашего учреждения предусматривает сбалансированное питание каждого ребенка, необходимое для его нормального роста и развития, индивидуальный режим питания детей-аллергиков; не менее важным является также психологический компонент, который связан с созданием комфортных условий приема пищи. Уже более 10 лет в нашем учреждении функционирует кафе "Золушка". Комфортность условий приема пищи обеспечивается графиком получения и приема пищи для разных возрастных групп. В кафе во время приема пищи звучит негромкая, спокойная музыка, что позволяет не только создать определенный настрой на прием пищи, но и дает возможность детям отдохнуть во время еды, немного расслабиться. Технология "Семейного стола" позволяет пообщаться со сверстниками и взрослыми. Суть технологии заключается в том, что дети постоянно сидят за одним и тем же столом, образуя своеобразное маленькое сообщество. Общение с детьми во время еды - еще один немаловажный аспект организации питания в нашем учреждении. Содержание бесед, как правило, носит познавательный характер: взрослые рассказывают детям о продуктах питания, из которых приготовлен обед (завтрак, ужин), о пользе определенных продуктов для организма, о правилах рационального питания. Дети по мере необходимости и по собственному желанию подключаются к беседе, высказывая свое мнение и впечатление по данной теме. Кроме того, дети бывают частыми гостями на пищеблоке, что позволяет им не только лучше узнать работу поваров, но и познакомиться с условиями приготовления пищи в учреждении.
- организация лечебно-профилактической работы Данное направление предполагает комплекс мероприятий с целью укрепления здоровья ребёнка, повышения способности его организма противостоять различного рода воздействиям, а также реабилитации детей после перенесённых заболеваний. Лечебно-профилактическая работа в нашем учреждении включает: 1. профилактическую работу: а) по профилактике гриппа и простудных заболеваний; б) по профилактике отклонений в физическом развитии (в том числе нарушений осанки); 2. общеоздоровительную работу; 3. санитарно-просветительскую работу: с коллективом, родителями, детьми.
- организация физкультурно-оздоровительной работы Сегодня физиологи и медики всё чаще говорят о гиподинамии. Многие понимают этот термин упрощённо – как недостаток движения. Но на самом деле проблема намного серьёзнее. Гиподинамия – своеобразная болезнь, подразумевающая нарушения функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения и т.д.) при ограничении двигательной активности. Таким образом, одно из основных направлений физкультурно-оздоровительной работы нашего учреждения – это создание оптимальных условий для целесообразной двигательной активности детей, формирование у них необходимых двигательных умений и навыков, а также воспитание положительного отношения к физическим упражнениям.
- создание предметно-развивающей, материально-технической и экологической среды пребывания ребенка в образовательном учреждении Специфика нашего учреждения подразумевает наличие отдельного медико-профилактического сектора. В группах и классах имеются физкультурные зоны, “Уголки Здоровья”, где находятся материалы оздоровительного характера (дидактические игры и пособия по разделу “Здоровье”, массажёры, схемы проведения гимнастики для глаз и дыхательной гимнастики и т.п.), которые дети могут использовать как с помощью взрослых, так и самостоятельно. В уголках природы выделены фито-центры, в которых сконцентрированы растения разной оздоровительной направленности. Предметно-развивающая среда на территории учреждения также организована с учётом необходимости сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Имеются игровые площадки, оборудованные различными малыми формами, волейбольная площадка, спортивная площадка с беговой дорожкой, полосой препятствий, баскетбольными щитами.
- формирование у детей осознанного, преобразовательного отношения к своему здоровью Наряду с обеспечением необходимых условий для сохранения и укрепления здоровья детей, в нашем учреждении построена система педагогической работы по формированию у дошкольников и младших школьников осознанного, преобразовательного отношения к своему здоровью. Основной целью работы с детьми является формирование у них осознанного отношения к здоровью как ведущей ценности и мотивация к здоровому образу жизни, накопление знаний о здоровье, готовности самостоятельно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения в непредвиденных ситуациях, а также оказание элементарной медицинской, психологической помощи.